Механические колебания и волны. Звук Повторительно-обобщающий урок.9 класс
Цель:  - повторить, обобщить и углубить знания и умения учащихся по теме: «Механические колебания и волны. Звук».
Задачи:  Обучающие  - повторить понятия: колебание, волна, амплитуда, период, частота, длина волны, скорость волны, высота, тембр, громкость звука;  - обеспечить обобщение знаний учащихся о колебательном, волновом движениях, звуковых колебаниях;  - углубить знания учащихся поданной теме, путём создания мини проектов;  - продолжить формирование умений и навыков обращения с физическими приборами.  Развивающие  - развивать у учащихся такие информационные умения, как работа с таблицей, текстом, графиком;  - раз
Содержание урока:  1. Введение  2. Разминка. (Повторение основных понятий.)  3. «Веришь-не веришь». (Физический диктант).  4. Тест.  5. Продолжи предложение.  6. Экспериментальные задания.  7. Обобщение знаний. (Таблица.)  8. Мини проекты.  9. Рефлексия.  10.Домашнее задание.
«Не будет преувеличением сказать, что среди процессов, как свободно протекающих в природе, так и используемых в технике, колебания, понимаемые в широком смысле этого слова, занимают во многих отношениях выдающееся и часто первенствующее место».
Мы живем в мире колебаний. Маятник стенных часов, фундамент быстроходной турбины, кузов железнодорожного вагона, струна гитары и т.д.
2.Разминка  1. Что понимают под механическими колебаниями?  Механические колебания- это движения, которые точно или приблизительно повторяются через определённые интервалы времени.
Назовите основные характеристики колебаний.  Амплитуда, период, частота, фаза.  А) Что называется амплитудой? (обозначение, единица измерения.)  Амплитуда- это наибольшее отклонение колеблющегося тела от положения равновесия.
Что называется периодом? (обозначение, формула, единица измерения).  Период-это промежуток времени в течении которого тело совершает одно полное колебание. Т, Т=t/N , (с)  В) Что называется частотой? (обозначение, формула, единица измерения).
Волна-это возмущение, распространяющееся в пространстве, удаляясь от места её возникновения.
А) Что представляют собой продольные волны?  Волны, в которых колебания происходят вдоль направления распространения волны, называются продольными.  Б) Что представляют собой поперечные волны?  Волны, в которых колебания происходят перпендикулярно направлению их распространения называются поперечными.
Какими величинами характеризуются волны?  Длина волны, скорость волны.  А) Что называется длиной волны? (обозначение, формула, единица измерения).  Расстояние между ближайшими друг к другу точками , колеблющимися в одинаковых фазах, называется длиной волны.
6.Какие волны называют звуковыми?  Это волны, воспринимаемые человеческим ухом. Диапазон звуковых волн лежит в пределах от 20 до 20000Гц.
От чего зависит громкость звука?  Громкость звука зависит от амплитуды колебаний в звуковой волне.
Высота тона определяется частотой колебаний источника звуковой волны.
Эхо –это отражение звуковой волны от препятствий.
3.«Веришь –не веришь».  1.На Луне произошел сильный взрыв. Мы услышим его на Земле? 2. Верите ли вы, что комар быстрее машет крыльями, чем муха? 3. Верите ли вы, что источником звука являются колебания? 4. Верите ли вы, что период колебания нитяного маятника зависит от амплитуды колебания? 5. Верите ли вы, что от колебаний может разрушиться мост? 6. Верите ли вы, что астронавты на Луне пели песни, сняв скафандры? 7. Верите ли вы, что голосовые связки человека поющего басом, колеблются с меньшей частотой,
Правильный ответ:
1.Какое из перечисленных ниже движений является механическим колебанием?
Какие из перечисленных ниже колебаний являются свободными?  1)Колебания груза, подвешенного на пружине, после однократного его отклонения от положения равновесия; 2)колебания диффузного громкоговорителя во время работы приёмника.  А) только 1 Б) только 2  В) 1 и 2 Г)ни 1, ни2  Вариант 1.  Вариант 2.  2. Какие из перечисленных ниже колебаний являются вынужденными?
Вариант 1.  Вариант 2.
Вариант 1.  Вариант 2.  4. За 4с маятник совершил 8 колебаний. Чему равна частота колебаний?  А) 8 Гц Б) 4 Гц  В) 2 Гц Г) 0,5 Гц  4. За 3 с маятник совершает 6 колебаний. Чему равен период колебаний?  А) 0,5 Гц Б) 2 Гц  В) 3 Гц Г) 6 Гц
На рисунке представлена зависимость координаты колеблющегося тела от времени. Какова амплитуда колебаний?  А) 0,2 м Б) 3 м  В) 2 м Г) 6 м
6. На рисунке представлена зависимость координаты колеблющегося тела от времени. Чему равен период колебаний?  А) 2 с Б) 4 с  В) 8 с Г) 0,5 с
7. На рисунке представлена зависимость координаты колеблющегося тела от времени. Какова частота колебаний?  А) 2 Гц Б) 4 Гц  В) 0,25 Гц Г) 0,5 Гц
Вариант 1.  Вариант 2.  Ответы к тесту:  А А Г В Б В Б  В В Г Б В Б В
Продолжи предложение  1. Время, за которое совершается одно полное колебание - …….  2. Максимальное смещение от положения равновесия - ………  3. Число колебаний, совершенных в единицу времени - ……..  4. Возмущение, распространяющееся в пространстве, удаляясь от места её возникновения- ……..  5. Если точки среды колеблются вдоль направления распространения волны, то это - …….  6. Естественный приемник звука - ……..  7. Учение о звуке - ………  8. Колебания частотой свыше 20000 Гц - ……….  9. Колебания частотой менее
7.Экспериментальные задания.  Выполнить лабораторную работу: «Определение зависимости периода колебаний от длины маятника».
Задание 2 группе  Выполнить лабораторную работу: «Определение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника».
Задание 3 группе  Выполнить лабораторную работу: «Определение зависимости периода колебаний от массы груза».
Задание 4 группе  Выполнить лабораторную работу: «Определение зависимости периода колебаний от жесткости пружины».
8.Обобщающая таблица по теме: «Механические колебания и волны. Звук.»
1 группа «Ультразвук»  2 группа « Шум и борьба с ним»; «Колокола».  3 группа «Сейсмические станции».  4 группа « Инфразвук».
Рефлексия  1.На уроке я работал  2.Своей работой на уроке я  3.Урок для меня показался  4.За урок я  5.Мое настроение  6.Материал урока мне был  7.Домашнее задание мне кажется  активно / пассивно  доволен / не доволен  коротким / длинным  не устал / устал  стало лучше / стало хуже  понятен / не понятен  полезен / бесполезен  интересен / скучен  легким / трудным  интересно / не интересно
Дифференцированное домашнее задание
Теги