Русские художники - передвижники.  Социальная тематика в творчестве русских  художников – передвижников.
60-е годы XIX века – расцвет передовой русской культуры.  Это было время огромного общественного подъема в России.  1861 год – отмена крепостного права,  реформы 1860-х годов  вызвали рост  освободительного движения в стране.  Николай Ге «Пётр I допрашивает сына Алексея Петровича в Петергофе»
«Бунт 14-ти»  9 ноября 1863 г. в российской Академии художеств произошло неординарное событие:  14 самых лучших студентов (претендентов на золотые медали и поездку в Италию) отказались писать выпускную картину на заданную тему.  Они подали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем» для своих произведений, но Совет Академии им отказал. Не желая подчиняться они покидают стены Академии.  «Бунт 14-ти» под таким названием он вошёл в историю. Именно эти бунтари организовали  «Артель художников», которая
И. Е. Репин  И. И. Шишкин  В. И. Суриков  Ф. А. Васильев  А. Г. Венецианов  Н.Ярошенко  Саврасов  Встал
Первая передвижная выставка открылась в 1871г. в Петербурге,  а затем в 1872г. В Москве.  Товарищество просуществовало 53 года.  За это время было проведено 48 выставок.
Главные темы творчества:  Интерес к жизни простого человека  Бытовые картины жизни  Реалистический пейзаж  История и реальность
Русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи, критик.  КРАМСКОЙ  ИВАН НИКОЛАЕВИЧ  (1837г. - 1887 г.)  В 1863 -1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников.
Крамской « Полесовщик»  «Пасечник»
«Мина Моисеев»  Портрет был написан с натуры.  Под Петербургом, на станции Сиверской, где художник жил на даче, ему позировал один из местных жителей.  Облик этого пожилого, многое видевшего в жизни человека конкретен и сугубо индивидуален.  Взгляд его глаз ясен, выражающий острый и сметливый ум. Загорелое, морщинистое лицо светится и добротой и лукавством.  Светлый колорит портрета, не типичный для Крамского. Особенно красива серо-голубая рубаха крестьянина и его волосы, подобные старому серебру.  Портрет
ЯРОШЕНКО  Николай Александрович  (1846-1898)  Именно ему после смерти И. Н. Крамского (1887) суждено было стать идейным руководителем «товарищества».
русский живописец, один из организаторов общества «Товарищество передвижников». Автор жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861), проникнутых сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866), психологических портретов («А. Н. Островский», 1871; «Ф. М. Достоевский», 1872).  Последний кабак у заставы, 1868  «Нельзя работать не зная народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра».
«Сельский крестный ход на Пасху»  «Чаепитие
Перов Проводы покойника
Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав.
И. И. Шишкин Сосновый лес
«Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников», — писал Константин Паустовский.  Весной 1885, в 24 года, Левитан окончил училище. Звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания.
И. И. Левитан Золотая осень  Март
Владимирка. 1898 год
Мастер — живописец, портретист и пейзажист, театральный художник. В составе передвижников с 1878 года. Творчество художника было обращено к русскому фольклору, он создал много полотен на тему русской истории, народных сказаний и былин. Некоторое время Васнецов работал и для театра, создавая различные декорации и костюмы к пьесам и сказкам, которые оказали огромное влияние на развитие театрально- декорационного искусства России. В своих знаменитых произведениях, он стремился передать эпический характер руси,
Мастер лирического русского пейзажа. Его знаменитая картина «Грачи прилетели», в которой он сумел раскрыть всю тонкую красоту русского пейзажа, навеянного необычайным лиризмом. Это перевернуло всякие представления современников о родной русской природе. Его другие картины не менее популярны – «Лесная дорога», «У ворот монастыря», «Весенний день».
Николай Николаевич (1831-1894) Один из руководителей и организаторов Товарищества передвижников, порвавший свое творчество с монополией академизма. Ге — приверженец отечественной истории, его картина «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» принесла ему ощутимый успех и популярность современников. Некоторые его работы были не столь удачными: «Екатерина II у гроба Елизаветы», «А.Пушкин в селе Михайловском». Многими работами Ге был часто недоволен, не все из них он завершал до конца.
Завтрак аристократа  Сватовство майора
Федор Александрович Васильев